ИКОНА ДНЯ
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

ЦИТАТА ДНЯ
Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный. (Притчи Соломона 19:26)

Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот – сообщник грабителям. (Притчи Соломона 28:24)
ПРОСЬБА О ПОМОЩИ САЙТУ

Дорогие друзья!

Многие сотрудники нашего сайта работают у нас на платной основе, так как мы понимаем, что им необходимо кормить свои семьи.

Если бы у нас был какой-то месячный бюджет, мы смогли бы осуществлять оперативное обновление и реализацию новых функций.

Пожалуйста, помогите нам!

Карты МИР, UnionPay, Mastercard, Visa, Maestro и ЮMoney:

На карту Сбербанка:

По номеру телефона:

+7 (916)968-30-33

По номеру карты:

4279380682583952

На карту Альфа банка:

4584432918221350

Пожалуйста, пишите в сообщении получателю ваши имена для молитвы на Литургии.

Квитанция Сбербанка:

QIWI:

Номер кошелька:

+79169683033

Вы можете пополнить наш счет онлайн либо через КИВИ-терминал.

На мобильный телефон:

Номер телефона:

+79169683033 (МТС)

ВебМани:

Номера кошельков:

R406421251636
Z026959041920

ПейПал:

Дорогие читатели!

Просьба о помощи:

Сайт очень нуждается в финансовой поддержке

ПИШИТЕ ВАШИ ИМЕНА И ИМЕНА ВАШИХ ЛЮБИМЫХ ДЛЯ МОЛИТВЫ НА ЛИТУРГИИ.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙНАХ. Слово в Великий Четверток на Литургии.

Слово в Великий Четверток на Литургии.
Хлеб сердца человека укрепит1, пророчествовал пророк о некоем чудесном хлебе, который, в отличие от обыкновенного вещественного хлеба, укрепляющего тело, долженствовал укреплять сердце человеческое. Нуждается сердце наше в укреплении! Страшно поколебалось оно при падении нашем, и само собой не может остановиться от колебания. Непрестанно потрясается оно различными страстями. Тщетно и всуе проповедует падший человек, в ослеплении своем, о твердости воли человеческой. Этой твердости нет: увлекается воля насилием преобладающего ею греха. Нужен, нужен предвозвещенный чудный хлеб, чтоб укрепить поколебавшееся, ослабевшее сердце человеческое2.Совершает укрепление сердца человеческого хлеб, сшедый с небес, хлеб жизни3. Этот хлеб - Господь наш Иисус Христос. Он сказал: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. И хлеб, егоже Аз дам, плоть моя есть, юже Аз дам за живот мира. Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем4.Какое чудное установление! Естественно уму человеческому прийти в недоумение пред установлением сверхъестественным, непостижимым. Услышали установление люди, омраченные плотским мудрованием и неверием, не захотели получить объяснения от Бога о божественном установлении,произнесли о Божественном установлении свой суд в осуждение и погибель себе.. Жестоко слово сие, сказали они: кто может его послушати? Он сего мнози от ученик Его, всуе носивших имя учеников, идоша вспять, и ктому не хождаху с Ним 5. И ныне наветуются сомнением о великом таинстве те, которые только носят имя христиан, придерживаются наружных обычаев христианских, а по жизни и сердечному залогу чужды христианства. Жестоким было бы слово, если б произнес его человек; послушание слову было бы невозможным, если бы слово произнес человек. Слово произнесено Богом, принявшим, по бесконечности Своей, человечество для спасения человеков: и потому внимание к слову и осуждение о нем не должны быть поверхностными. Послушание слову должно быть принято верой, от всей души, как должен быть принят и вочеловечившийся Бог. Принятие Богом человечества непостижимо для человеков; столько же непостижимы установления и действия Богочеловека: они человека, зачатого в беззакониях и рожденного во грехах, человека, обреченного вечной погибели и вечному томлению в темницах и пропастях ада, усвояют Богу, соделывают богом по благодати, возводят на небо для вечного жительства и для вечного блаженства на небе. Осудившие слово и установление Богочеловека, отвергшие слово и установление осудили и отвергли Слово - Дух и живот 6, осудили и отвергли установление, которым преподается ученику Христову дух и живот. Аминь, аминь глаголю вам, сказал Господь, аще не снести плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе 7. "Подобает научиться, - говорит святой Иоанн Златоуст, - чудному свойству и действию святых таин: что они? Для чего они преданы? Какая польза от них? Мы – едино тело с телом Господа нашего Иисуса Христа, мы – плоть от плоти Его, кость от кости Его8. Тайнонаученные! внимайте тому, что говорится: мы соединяемся со всесвятою плотью Господа не только при посредстве любви, но и при посредстве самого таинства. Всесвятая плоть Господа соделывается нашей пищею! Он даровал нам эту пищу, желая показать любовь, которую имеет к нам. Он смесил себя с нами, и возмесил в нас Свое тело, чтоб мы были соединены с Ним, как соединено тело с главою: такого свойство неизреченной любви. Предъизображая собою Господа, Иов поведал о рабах своих, которыми был особенно любим, что они в объяснение великой любви к нему, говорили: кто убо дал бы нам от плотей его насытиться9? Доставил нам это Христос, вводя нас в величайшую любовь, и свою любовь являя к нам, подавая желающим не только видеть Себя, но и прикасаться к Себе, и снедать Себя, и соединяться с Собою, и исполнить всякое желание10". Господь, заменив для нас Собой нашего праотца, Адама, от которого рождается в смерть, соделавшись нашим родоначальником, заменяет плоть и кровь, заимствованные нами от Адама, Своею плотью и кровью. Такое действие Господа, при благочестивом созерцании искупления человеков вочеловечиванием Бога, пребывая непостижимым и сверхъестественным, вместе становится и ясным и естественным. Непотребные плоть и кровь естества падшего и отверженного должны быть заменены в естестве, которое обновил Богочеловек, всесвятой плотью и кровью Богочеловека11.."Благий всеблагий и преблагий Бог, - богословствует святой Иоанн Дамаскин, - будучи весь благость, по безмерному богатству Своей благости, не потерпел, чтоб благо, то есть естество Его, пребывало одно, и никто не был причастником этого естества12. Такого воззрение ума человеческого, озаренного светом Святого Духа, на действия Божии; такого объяснение действий Божиих этим умом; так объясняет этот ум для самого себя действия Божии: действия Божии и начала действий Божиих в точности и с полной определенностью постижимы для одного Бога. Просвещенный Свыше ум человеческий издает следующее священное вещание13: состоялось благоволение Божие, чтоб всесовершенная благость, то есть существо Божие, отразилось в других существах, как отражается солнце на предметах, которых оно прикасается лучами. Для этого Бог первоначально сотворил духов и тот мир, в котором они обитают, потом чувственный мир, наконец человека, принадлежащего по душе к сотворенным духам, принадлежащего по телу, в которое облечена душа, к миру чувственному. Бог, будучи жизнь, саможизнь, пролил из себя жизнь во все живущее и существующее. Жизнь мира есть отражение в нем саможизни – Бога. И духи, и человек, и вся прочая тварь вышли из рук Создателя совершенными относительно ограниченному естеству своему, исполненными цельного добра, без малейшей примеси зла. Добро в тварях, соответственное естеству их, было отражением беспредельной благости беспредельного Творца. Ограниченное совершенство тварей было отражением всесовершенного совершенства, составляющего свойство единого Творца. Духи и человек соделались между тварями ближайшим и яснейшим отражением Бога. В самом существе их Творец начертал Свой образ; этот образ Он украсил качествами, подобными тем качествам, которые в беспредельности и совокупности своей составляют сущность Бога – благость: и разумных тварей Он соделал благими. Бог – премудрость: и разумных тварей он соделал премудрыми. В решительный оттенок подобия Он даровал разумным тварям Святого Духа Своего – этим соединил дух их, все существо их с Собою.Зло явилось от свободного произволения разумных тварей. Зачали зло в себе, и родили его в отрицательное бытие его духи. Яд зла они сообщили всему человеческому роду, заразив злом корень рода, праотца, обольстив праотца обещанием состояния, равного Богу Здесь является благость Божия в поразительнейшем проявлении. Чтоб извлечь человечество из падения и погибели, Триипостасный Бог единым из Лиц Своих приемлет человечество, в Себе и Собою обновляет человека, доставляет ему этим соединение с Собою, несравненно теснейшее, нежели какое даровано было при сотворении. Сын Божий по естеству, вочеловечившись и соделавшись родоначальником человеков, соделал их сынами Божиими по благодати. Зачатие и рождение скотоподобные, которому человеки подчинились по падении, отвергается: покрывается оно, так сказать, рождением от Святого Духа при крещении. Возрожденные человеки претворяются из плоти в дух, не по естеству, по свойству: рожденное от плоти, плоть есть, рожденное от Духа, дух есть14. Христиане, родившись от Адама в смерть, рождаются крещением в жизнь, рождаются от Бога, рождаются уже чадами Божиими15. Бытие их названо пакибытием16 есть пакибытие: оно бытие в жизнь вечную, бытие совсем иное, нежели каким было бытие в смерть; оно бытие второе, вторично преподанное по утрате первого бытия падением, вечной смертью. Состоянию пакибытия дарована пища, соответствующая состоянию. Как рождение в пакибытие есть рождение от Святого Духа, так и питание, преподаваемое обновленному человеку, приуготовляется Святым Духом. Питание – это плоть и кровь Богочеловека. "Плоть Господа – Дух животворящий, - сказал святой Иоанн Дамаскин, так как зачата она от Животворящего Духа: говорю это, не уничтожая (не отвергая) естество тела, но желая показать всю Божественность и животворность его17".Богочеловек, будучи всесовершенным Богом, по наружности, для телесных чувств человеческих запечатленных падением, был только человеком. Святые человеки, соделавшиеся чрез крещение чадами Божиими, соделавшиеся духом, сохранившие и развившие усыновление и духовное состояние Богоугодным жительством, пребывали для наружных чувств человеческих, запечатленных падением, обыкновенными человеками, не отличавшимися ничем отпрочих человеков. Святые Христовы тайны, будучи телом и кровью Богочеловека, будучи Духом, сохраняют для телесных чувств наружный вид хлеба и вина. И видится хлеб и вино, и обоняваются хлеб и вино, и осязаются хлеб и вино, и вкушаются хлеб и вино. Обнаруживаются и являются святые тайны чрез действие свое. Так проявлялся Бог, прикрытый человечеством: Он обнаруживался и свидетельствовался действиями Своими. Так обнаруживался и свидетельствовался действиями Своими. Так проявлялись святые Божии, сосуды Духа: обнаруживались они и разоблачались действиями. Наружность глубоко смиренная, покровенная простотой, чуждая изысканности, чуждая эффекта, - действие сверхъестественное, Божественное! Действием Божественным возвышается достоинство дивно смиреной наружности. Точно! Бог смирился несказанно вочеловечением и земной жизнью Своей: все действия Его несказанно смиренны, несказанно благолепны и величественны в смирении своем. Это относится и к святым тайнам. Что может быть по наружности смиреннее, обыкновенной пищи, предлагаемой обновленным человекам, той необыкновенной, чудной, страшной пищи, в которой преподается в снедь Святой Дух, в которой преподается в снедь Богочеловек? Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, сказал Он, ядый Мя, той жив будет во веки18. "Причащающиеся Пресвятого Тела и Пресвятой Крови, - сказал великий Отец, - стоят с Ангелами, и Архангелами, и горними силами, одеянные в самую царскую Христову просфору, препоясанные оружием духовным. Этим я еще не сказал ничего великого: они бывают облечены в Самого Царя19". При установлении прообразовательных жертв дозволено было употреблять в пищу мяс, приготовленных на огне, воспрещено употребление крови. В причину воспрещения объявлено: зане душа всякия плоти кровь его есть20. Когда была принесена новозаветная Жертва, прообразованная слабыми тенями – ветхозаветными жертвами; когда принесенабыла новозаветная Жертва Жрецом – Господом, Который был и Жертва и Жрец: тогда вышло об Бога иное повеление о жертвенной крови.Пейти от нея вси, повелевает Господь всем, призывая всех, сия бо есть кровь Моя нового завета21. Все приглашаются к употреблению крови Христовой! Приглашение совершается по той же причине, по которой произнесено воспрещение. В крови Христовой – душа Его. Ясно ощущается при причащении святых таин прикосновение души Христовой к душе причащающегося. Без слов, без наставления словами, начинает душа ощущать в себе чуждые падшему естеству ее успокоение, кротость, смирение, любовь ко всем, холодность к тленному и преходящему, сочувствие к будущему веку. Навеваются эти ощущения, насаждаются в душу из души Христа, как сказал Он: Научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим22. "Научитесь не от Ангела, не от человека, не из книги, научитесь от Меня, - говорит святой Иоанн Лествичник, объясняя слова Спасителя, - от Моего усвоения вам, от Моего сияния и действия в вас, что Я кроток и смирен сердцем, и помыслом, и образом мыслей, и обретете успокоение от внутренней борьбы, облегчение душе вашей от тягости и смущения, причиняемые ей помышлениями из области падших духов23. Такое действие святых таин: они действуя на нас, вместе действуют на невидимых и неусыпных врагов наших, на демонов, ограждая от них свой сосуд – человека, достойно вмещающего их в себя. Пища, по наружности вещественная приемлемая устами, действует против духов, оковывает их как бы цепями! Трапеза, на которой, по наружности, представлены хлеб и вино, борется с духами, попирает их! Уготовал еси предо мною трапезу, воскликнул в восторге к Богу Пророк указывая издали на жертвенник христианский, уготовал еси трапезу сопротив стужающим мне!24. Это действие святых таин в особенности известно инокам, проводящим жизнь безмолвную и подвергающимсяусиленному нашествию бесовских помыслов. "Они горят, - выразился преподобный Пимен Великий, выразился из собственного опыта, - от яда злобного демонов и с нетерпением ожидают субботы и дня недельного, чтоб прийти на источники живой воды – к телу и крови Господним – ими очиститься от горечи, которою наполнил их враг25". И падшие духи ведают силу святых таин. Они трепещут ее, ненавидят ее, завидуют причащающимся, завидуют той завистью, к которой способны демоны. Часто с исступлением нападают они на готовящихся к причащению, расхищают его мысли, наводят на сердце холодность и ожесточение, принося тяжкие греховные воспоминания и мечтания, стараются осквернить совесть, привести христианина в недоумение, воспрепятствовать причащению; часто после приобщения совершают духи подобные нападения, опять с целью ввергнуть в недоумение, смущение, с целью поколебать веру, насеять мысль, что причащение святым тайнам не приносит никакой пользы. Эта невидимая брань, воздвигаемая духами злобы на причащающихся, служит свидетельством величайшей важности и пользы святых таин. Драгоценно сокровище, к получению которого так усиливаются не допустить человека враги его! Драгоценно сокровище, которое так неистово стараются восхитить у человека враги его! Утвердимся верой и противостанем мужественно супостатам нашим. Постараемся, при приготовлении нашем к принятию святых таин, сохранить всевозможное бодрствование над собой; постараемся, по принятии святых таин, сохранить это бодрствование над собой. Не убоимся душевной бури, производимой нашествием духов! Не допустим унынию и смущению овладеть нами. Действие святых таин не преминет явиться в душе терпеливого подвижника, как является солнце на небе, по очищении его от облаков. На враги моя воззре око мое26, сказал святой Давид по миновании возмущения, произведенного ими в душе его. Произнесет это исповедание о себе и причастник святых таин, освободившись от нашествия духов, которых тем яснее обличит пред ним действие святых таин. Всякий, приобщившийся с вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верой, чувствует в себе изменение, если не тотчас по причащении, то по прошествии некоторого времени. Чудный мир нисходит на ум и сердце; облекаются спокойствием члены тела; печать благодати ложится на лице; мысли и чувствования связываются священными, духовными узами, воспрещающими безрассудную вольность и легкость, обуздывающими их. При постоянно благочестивой и внимательной жизни действие святых таин делается яснее, ощутительнее, обильнее. Действие это уподоблено Писанием помазанию главы, то есть ума, духовным елеем, уподоблено державной, царственной чаше, властительски уповающей душу ощущениями, исходящими из Святого Духа, исходящими из Христа. При постоянно внимательной и благочестивой жизни делается отчасти постижимой непостижимая милость Божия, явленная человекам в дарование им небесной пищи. Эта милость Божия поженет ко спасению сверхъестественной силой своей, причащающегося по возможности часто, по возможности достойно, вся дни земного живота его, вселит его в небесный дом Господень на бесконечную долготу дний вечных.27 Хлеб вещественный есть образ хлеба небесного, и вино есть образ истинного духовного пития. Действие вещественных хлеба и вина служит действия тела и крови Христовых28. Хлеб, будучи употребляем в пищу, отделяет из себя, при посредстве пищеварения, соки в тело неизвестным и непостижимым для человека образом. Образ действия неизвестен и непостижим: последствия действия, а потому и самое действие очевидны. Сходство с действием хлеба действием вина, действующего преимущественно на кровь. Оно отделяет из себя газы, которые изменяют состояние крови, посредством крови действуют на душу, действуют на ум, действуют на сердце. Действие вещественных хлеба и вина – вещественно. Хлебом поддерживаются и укрепляются силы тела; вино, действуя на кровь, возбуждает в ней деятельность, содействует хлебу в питании и укреплении тела. Тело, лишенное вещественной пищи, должно по необходимости соделаться жертвой смерти. Духовный хлеб – тело Христово – укрепляет сердце человека, укрепляет все существо его, укрепляет волю, укрепляет ум, оставляет правильность пожеланиям и влечениям души и тела, естественные свойства человеков освобождает от недугов, которыми оно заразилось при падении, которые называются страстями, то есть страданиями, болезнями. Духовное питие содействует духовной пище. Оно сообщает душе качество свойств Христовых. Христос принял на Себя все свойства человеческие, кроме греха: свойства человеческой души Христовой чужды повреждения соединения с Божеством, они Божественны. Этими обоженными свойствами напаявается душа пьющего кровь Христову. "Как вещественно вино, - сказал святой Марк, - растворяется во всех членах пьющего и бывает вино в нем и он в вине: так и пьющий кровь Христову, напаявается Духом Божества, растворяется в совершенной душе (Христовой) и эта душа в нем – освятившись таким образом, соделывается достойным Господа29". Удаляющийся от причащения святых таин, отчуждается от Христа, предоставляется самому себе, своему естеству, пораженному вечной смертью. Вечную смерть уничтожает в человеке, внутри его, в уме и сердце, един Христос. Он входит как Всемогущий Бог, в невходные сокровищницы человека, там поражает смертью смерть. Если не будет совершенно этого – вечная смерть пребудет в человеке, пребудет, как начало и залог вечной погибели. Нет возможности избежать вечной погибели и тому, кто имеет и хранит в себе начало и залог ее – вечную смерть. О! Как делается понятным, естественным приглашение всемило-сердного Господа ко вкушению Его Всесвятых Тела и Крови, к питанию ими. Приглашение это – самое убедительное: оно соединено с великими обетованиями и с великими угрозами. Господь, по неизреченной любви своей к нам, спас нас Собою, заменив наши казни Своей казнью, заменив наше оскверненное достоинство Своим святейшим достоинством: по этой же неизреченной любви, в чудный порядок и системе, установленных этой любовью, Он призывает нас в теснейшее единение с Собой причащением святых таин, как в вернейшее, как в необходимое условие нашего спасения. Делайте не брашно гиблющее, говорит Он, но брашно, пребывающее в живот вечный, еже Сын Человеческий вам даст30. Отец Мой даст вам хлеб истинный с небесе. Хлеб бо Божий есть сходящий с небесе и даяй живот миру31. Аз есмь хлеб животный32. Аз есмь хлеб животный, сшедый с небес: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира33. Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво34. Аминь, аминь глаголю вам: аще не снести плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе35. Приобщение святым тайнам установлено ежедневное36. Ежедневно приобщение жизни Христовой долженствует ежедневно оживлять христианина духовной жизнью. "Частое причащение жизни, - сказал Василий Великий, - что иное значит, как не частое оживление?37"Частое причащение что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретенная падением; смерть вечная побеждается и умерщвляется вечной жизнью, живущей во Христе, источающеюся из Христа; жизнь – Христос водворяется в человеке.Особенное действие слова Божия, описанное святым Апостолом Павлом, имеют и святые тайны. Это – естество! Как в слове Божием действуют Христос и Святой Дух, содействуя друг другу, действуя из единого, равночестного и единоестественного им начала – отца: так действуют Они и в святых тайнах. Живо слово Божие, возвестил великий Павел, и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюдоостра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным38. То же должно сказать о святых тайнах! "они входят в нашу сущность, - говорит святой Иоанн Дамаскин, - для сохранения и очищения нас от всякой скверны, для отражения от нас всякого вреда. Если же встречают в нас поддельное золото, то очищают его огнем суда, да не с миром осудимся в будущем веке: очищают болезнями и всякими бедствиями39". Причащающийся святым тайнам должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет40, как сказал Апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь Богоугодную, раздает, расточает им духовные награды: он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями страшными тех, которые дерзают приступать к святым тайнам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым.На этом основании завещается желающим приступить к святым тайнам тщательнейшее приготовление. Да искушает же себя человек, говорит Апостол, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет41. Должно углубляться в самовоззрение, внимательно рассматривать, исследовать себя; должно очищать себя от согрешений, искоренять их из себя исповедью и покаянием; должно исправлять уклонения от пути заповедей Христовых, и самые тонкие, возвращением на этот путь, полагать в душе намерение всесильно держаться этого пути, укреплять намерение чтением, изучением слова Божия, теплейшими молитвами, учащенным причащением святых таин. Должно рассматривать ничтожество,бедность, падение человеческие, с одной стороны, с другой – величие Божие, неизреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое тело, на пролитие свою кровь, - неизреченную любовь Спасителя, питающего нас Своей плотию и кровью, этим питанием вводящего в теснейшее единение с Собою. От такого рассматривания и суждения себя является сокрушение сердца, приготовляется христианин к достойному принятию святых таин искренним сознанием своего недостоинства. Такое рассматривание себя изложено святыми Отцами в молитвах ко причащению, которыми Отцы вспомоществуют нашему тупозрению и ожесточению, которыми они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение, столько возлюбленное Спасителю нашему. Смиряяй себя вознесется42, сказал Спаситель, и аще снесть от хлеба сего, жив будет о веки43.Достойное причащение святых таин возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и ревнительного оставления ее, засвидетельствованного принесением покаяния по наставлению Святой Церкви. Рассеянная невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим, направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, оставляя человеку тщетное имя христианина, лишает его основательного Богопознания и самопознания, лишает должного понятия о святых тайнах, лишает приличествующего приготовления пред принятием их, приличествующего настроения и состояния при принятии, необходимого хранения по принятии. Ядый и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая тела Господня44, не давая ему должной цены, не приготовил сосуда своего к принятию величайшего, святейшего сокровища. Сокровище спасительнейшее есть вместе и сокровище самое страшное по неизреченной святынесвоей. Не карал бы нас суд Божий, если б мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием. Аще быхом себе рассуждали, не быхом осуждени были45. Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием святых таин, карает с милосердием, карает казнями во времени с целью спасения в вечности. Судими же от Господа наказуемся, да не миром осудимся46. Исчисляя казни, которым Коринфяне подвергались за недостойное причащение святых таин при недостаточно богоугодной жизни, Апостол говорит: сего ради, ради не довольно достойного причащения святых тайнам, в вас мнози немощни и недужны, и спят довольны47, т.е. значительное число умирает.Иное значение имеет недостойное причащение святых таин при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии, совершают преступление, навлекающее уже казни уже не исправительные, казни решительные, навлекающее вечную муку48. Преступление это равно преступлению, которое совершили убийцы Богочеловека, осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеванием Его лицо, истерзавшим тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием. Иже аще яст, сказал великий Павел, хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни. Страшно некое чаяние суда, и огня ревность поясти хотящего сопротивныя. Отвергся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает: колико, мните, горшие сподобиться муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый! Да искушает человек себе49, Да рассматривает себя, прежде нежели приступить к святым тайнам, - и, если он погряз в скверне греховной, да устраниться страшного причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над святыми тайнами Христовыми, наруганием над Христом. Прежде дерзновенного вшествия на брак к Сыну Божию, да позаботится о своей душевной ризе: она измывается, очищается от греховных пятен, каковы бы эти пятна ни были, неизреченною милостью Господа, при нашем покаянии. Преподобный Марк Подвижник сделал следующее замечание: "Между сеятвой и жатвой определено некоторое пространство времени: по этой причине мы не веруем воздаянию"50 Этого рода неверию подвергаются почти все причащающиеся недостойно. Приступая к Христовым тайнам из смрада греховного, повергаясь в смрад греховный после принятия таин, не видя над собой немедленного наказания, они полагают, что никогда не последует никакого наказания. Ошибочное заключение! Иудеям предсказана была решительная казнь за богоубийство; но она последовала через несколько десятков лет по совершении ужаснейшего преступления. Неизреченное милосердие и долготерпение Божие еще ожидало покаяния их. Это милосердие и долготерпение ожидает и нашего покаяния. Казнь отсрочивается и отсрочивается, но она непременно постигнет нераскаянных, намеренных, упорных грешников. Начало ее видим наиболее во внезапной смерти или в смерти, произведенной такой болезнью, которая отнимает возможность покаяния. Самая казнь выполняется в стране загробной. Не льститеся, говорит Апостол, не обманывайте себя: Бог поругаем не бывает: еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет. Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление: а сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный51.Установлено Богочеловеком таинство Евхаристии52 сегодня, после вкушения прообразовательной пасхи и последовавшей за ней вечери, пред исшествием на спасительные для нас страдания. Участниками вечери были двенадцать Апостолов. Воспоминания и празднуя великое событие, святая Церковь в Великий четверток собирает в лоно свое чад своих к Божественной литургии пополудни, необычно, в часы вечерние, чтоб свершение таинства и причащения святым тайнам последовало в те самые часы, в которые Господом совершено в первый раз таинство, возглашено приглашение к питанию телом и кровью Его. Таким образом, великое событие, самой обстановкой воспоминания о нем, живо напечатлевается в душах наших, и завещание Господа – сие творите в Мое воспоминание53 – исполняется с особенной точностью. "Господь, - поведает святой Василий Великий, заимствуя поведение из Священного Писания и Священного Предания, хотя изыти вольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в нощь, в нюже предаяше себе за живот мира, прием хлеб на святыя Своя и пречистыя руки, показав Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, даде Своим учеником и Апостолом, рек: примите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобне и чашу от плода лознаго прием, растворив, благодарив, благословив, освятив, даде святым Своим учеником и Апостолом, рек: пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы, и за многия изливаемая, во оставление грехов".54 Эти тело и кровь суть истинные тело и кровь Богочеловека, заимствованные Им от Пресвятой Девы; эти тело и кровь – Божественны, как истинно соединенные с Божеством55. "Не вознесшееся тело, - говорит святой Иоанн Дамаскин, - сходит с небес, а самые хлеб и вино претворяются в тело и кровь Божии. Если же спросишь, каким образом это совершается? То довольно тебе услышать, что совершается это Святым Духом, так же как Господь и от Святой Богородицы составил Себе и в Себе плоть Духом Святым. Более – мы не знаем ничего: знаем только, что слово Божие истинно, действенно и всесильно. Образ действия Его – неисследим".56 Сие творите в мое воспоминание, сказал Спаситель мира избранным ученикам своим, уединившись с ними в горнице для тайной вечери. И исполняется доселе повеление Господа во вселенной, во всех храмах, принадлежащих Православной Церкви. Какое всемогущее повеление! Дано оно двенадцати простейшим рыбарям и мытарям, дано за смиренною, предсмертною вечерию, за которою произнесено много горьких предречений, долженствовавших немедленно исполниться, дано в тишине и сумраке вечера, в единении горницы, составлявшей верхнюю, отдельную часть дома, - действует по всей земле, действует чрез столетия, чрез тысячелетия. Божественная литургия на всем протяжении своем всеми обрядами своими, представляет ряд и цепь воспоминаний о Господе. Самое приготовление хлеба и вина к освящению начинается с этого воспоминания. Облеченный во все облачение, священник, прежде начатия Божественной литургии, совершает проскомидию; так называется приношение хлеба и вина и приуготовление их в тот вид, который они должны иметь для совершения литургии. Священник берет просфору и произносит слова: "В воспоминания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа57". При дальнейших действиях он говорит, что Господь яко овча на заколение ведеся, и яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих58. Далее воспоминаются различные события из страданий Господа. Приготовленные хлеб и вино, освященные святейшими воспоминаниями, получают значение и название образов тела и крови Христовых59. Затем начинается Божественная литургия. По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов эти образы тела и крови Христовых пресуществляются в тело и кровь Христовы. Во время совершения великого таинства воспевается песнь: тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, и молимтися, Боже наш. Песнь эта – повторение произнесенных Господом благословения, благодарения, хваления при освящении ипресуществлении хлеба и вина в тело и кровь Его на тайной вечери. Нет места для других слов при совершении великого таинства. Таинство непостижимо, необъяснимо. Пред ним и ум человеческий, и ум ангельский должны благоговеть, от обильного благоговения – безмолвствовать. Если же допущены слова и голос, то ими должно выражаться одно благодарение и славословие, равносильные и равнозначные благоговейному молчанию. Драгоценность дара могут быть необъяснимо объяснены одним благодарением и славословием Бога.Величие таинства возлагает на нас соответствующие обязанности. Мы должны не только души, но и тела наши представить в жертву живу, святу, благоугодну Богови60. Тело Господеви, и Господь – телу61. Телеса ваша удове Христовы суть62, говорит Апостол. Назначение человека по душе и по телу – быть обильно Богу63, сосудом Божества64. Сообразно этому назначению должна быть настроена душа, должно быть настроено тело. Невозможно, невозможно приять Бога в душу, заимствовавшую свое настроение от сатаны! Невозможно приять Бога в тело, которым владычествуют нечистые вожделения. Воспрещено Богом такое приятие под страшными угрозами. Попирающие воспрещение Божие, попирающие величие Божие, попирающие Самого Бога совершают грех безмерной тяжести.Освободимся от дебелости, от греховных похотений, стремлений, увлечений наше тело. Очистим душу как от тех страстей, которые принадлежат исключительно ей, от гнева, сребролюбия, тщеславия и других подобных, так и от тех, которыми заражает ее тело, каковы чревонеистовство и сладострастие. Очистим дух от свойственной ему скверны, от мыслей ложных, богохульных, от ощущений неправильных, изчего составляется самообольщение, ослабление, умерщвление вечной смертью. Зарабатывается освобождение наше святой Истиной65. Зарабатывается освобождение и очищение наше воздержанием от излишества в пище и питии, бдением, молитвенными стояниями и коленопреклонениями, обузданием неосторожных и любопытных взора, осязания, слуха и прочих телесных чувств, которыми грех входит в душу, оскверняет и тело и душу. Зарабатывается освобождение и очищение наше словом Божиим66. Напитаем себя чтением слова Божия, оживим в себе, соделаем действующим слово Божие деятельностью по воле и завещанию Господа, возвещаемыми нам словом Божиим. Часто да возобновляются в памяти нашей благочестивым размышлением и созерцанием страдания Спасителя нашего, Его смерть на кресте, которой мы искуплены от вечной смерти, Его земная жизнь – это постоянное выражение смирения и любви, - проведеная среди лишений, преисполненная скорбями. Положим твердое намерение провести благоразумно и Богоугодно наше краткое земное странствование. Проведем его в приготовлении себя к вечности, в приготовлении на суд Божий. Для этого необходима тщательная бдительность над собой, тщательное настроение себя по учению Евангелия, тщательное исправление упущений и уклонений покаянием. Страшны ликование сынов мира, их непрерывающаяся рассеянность и многопопечительность о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии – условие погибели. Уже отверзла на самопроизвольные жертвы свои вечная смерть темную адскую пасть, готова пожрать и поглотить их, при первом мановении попущения Божия, по миновании долготерпения Божия, ожидающего покаяния грешников, при решительном отступлении Бога от нераскаянных грешников. Убоимся впадения в состояние, точно страшное! Устремим во времени и благовременно все силы наши к Богу нашему чтоб усвоиться Ему навечно и в усвоении Ему обрести наше спасение и блаженство во времени и в вечности. При таком жительстве, когда оно будет постоянно и тем докажет верность нашу Богу, осеняет нас Божественная благодать, укрепляет колеблющийся подвиг наш, изменяет и перерождает его, дарует нам подвиг новый, сильный, духовный, небесный: этим подвигом вводит нас в скорое и обильное преуспеяние. И при собственном подвиге – и собственному подвигу человека содействует благодать, но не обнаруживая себя, - служитель Божий, хотя борется еще со страстями, но уже причащается достойно тела и крови Христовых, когда причащается их в сокрушении духа и в полном сознании своего недостоинства. Тело и кровь Христовы содействуют его подвигу, подвигу мученическому: они очищают и наказуют его по милосердому, Божественному суду своему, пожигая и истребляя в нем те скверны, которых он не может ни усмотреть, ни истребить сам собою. По осенении подвижника благодатию тело и кровь Христовы оживотворяют его, возбуждают в нем новые, доселе бывшие ему вовсе неизвестными, духовные, высшие разумения и ощущения, открывают Божественные таинства, исполняют действий Святого Духа, доставляют смирение, не сравнимое, по глубине его и по производимому им чудному успокоению, со смирением, доставляемым страданием под гнетом страстей и падших духов. Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господем67. Господь- Дух, и человека, прилепляющегося к Господу, Господь соединяет с Собой, соделывает духом, несмотря на то, что человек этот остается в теле: человек этот соделывается духовным, заимствуя из Духа Господня духовные свойства, причем отделяются и отпадают от него, как струп от заживленной раны, свойства скотоподобные, которыми заразило его падение. Жительство по евангельским заповедям, молитва в сокрушении духа вводят в соединение с Господом: навершается это соединением Божественной благодатью и причащением всесвятых Божественных тел и крови Христовых.Бог питает манной, падавшей с неба, избранный народ Свой – Израильтян, когда этот народ путешествовал по пустыне из Египта в землю обетованную : одожди имманну ясти, говорит Писание, и хлеб небесный даде им. Хлеб ангельский яде человек68. Хлебом этим прообразовался Христос, питающий своим словом69, своей плотью и кровью христиан, странствующих в юдоли изгнания, шествующих и возносящихся в горнее отечество при многоразличных и многочисленных препятствиях, страданиях, бедствиях. Египет знаменует состояние человеческого падения, состояния порабощения греху и падшим духам. Исшествием из Египта изображается отвержение греховной жизни, принятие веры во Христа, вступление в жительство по заповедям Христовым. Обетованная земля – небо; путешествие по пустыне – земная жизнь; хлеб небесный – Христос. Хлеб бо Божий есть сходяй с небесе, и даяй живот миру70. Отцы ваши, говорит Христос новому Израилю о ветхом Израиле, ядоша манну в пустыни и умроша. Сей есть хлеб, сходяй с небесе, да еще кто от него яст, не умрет71 вечной смертью – ни во время земной жизни, ни по разлучении души с телом смертью тела. Аминь.

 

Речь к братиипо приобщении святымХристовым тайнам Речь сказана в Сергиевой пустыне, в церкви Преподобного Сергия, в субботу 1-й недели Великого поста 1840 г. Возлюбленные о Христе братия! Ныне раздается в сердцах ваших утешительный глас воплотившегося Бога Слова: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем 72. Ныне вы ощущаете исполнение этого гласа на самом деле! Поймите славу вашу, вникните в настоящее достоинство ваше: каждый из вас – сосуд Божественного таинства; каждый из вас – храм, в котором Сын Божий с предвечным Отцом Своим и поклоняемым Духом таинственно и вместе существенно обитает. Уже теперь вы не свои: вы – Божии. Вы куплены Богом ценой крови Сына Его73. Не можете принадлежатьярму чуждому! Если кто из вас доселе был темный грешник, тот отныне соделался праведником правдой Сына Божия.Эта слава ваша, это богатство ваше, эта праведность ваша неужели пребудут в вас только до того времени, доколе вы во храме, или кратчайшее время по исшествии из храма? Неужели Иисус, восшедший святыми тайнами в сердца ваши, принужден будет уклониться из них по причине множества помышлений, намерений, слов, дел греховных, которые вы допустите себе? Нет! Да не совершится эта горестная измена Спасителю, это предательство Спасителя! Пребудьте храмом Божиим, служите вселившемуся в вас Господу тщательным исполнением Его святых заповедей – Он пребудет в вас74. Он сохранит вас на пути земной жизни от всякого преткновения, введет вас безмятежной и нестрашной смертью в пристанище блаженной вечности. Аминь.

 

Примечания: 1. Пс. 103, 15.2. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 401. Преподобный Кассиан. Собеседование IX, гл.21.3. Ин, 6,58,48.4. Ин. 6,51.5. Ин, 6, 60, 66.6. Ин, 6,63.7. Ин. 6,53.8. Быт. 2,23.9. Иов. 31,3110. Святой Иоанн Златоуст. Нравоучение 46 в беседах на Евангелиста Иоанна.11. Святой Исаак Сирский. Слово 68.12. Точное изложение православной веры святого Иоанна Дамаскина, кн.IV, гл.XIII.13. Там же.14. Ин. 3,6.15. Ин. 1,12,13.16. Мф. 19,28. Тит. 3,5.17. Точное изложение православной веры, Кн.IV, гл.XIII.18. Ин. 6,19. Святой Иоанн Златоуст. Нравоучение 45 в беседе на Евангелиста Иоанна.20. Лев. 17, 11.21. Мф. 26,27,28.22. Мф. 11,29.23. Святой Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 25. Здесь последние слова святого Иоанна Лествичника несколько дополнены аскетическим объяснением.24. Пс. 22 6 5. Читается пред молитвами ко причащению.25. Алфавитный патерик. В молитве по 19-й кафизме читается: "Насли душу мою Твоею честною кровию от горести, ею же мя сопротивник напои".26. Пс. 53,9.27. Пс. 22,5,6.28. Мысль эта имеется у святого Иоанна Дамаскина.29. По ссылке святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. – Добротолюбие. Ч.2,гл.92.30. Ин. 6,27.31. Ин. 6,32,33.32. Ин. 6,48.33. Ин. 6,51.34. Ин. 6,55.35. Ин. 6,53.36. Новая Скрижаль. Статья: Дары святые приносятся по заповеди.37. Послание 90 к благородной Кесарии, кн.3.38. Евр. 4,12.39. Точное изложение православной веры.40. 1 Кор. 11,29.41. 1 Кор. 11,28.42. Лк. 18,1443. Ин. 6,51.44. 1 Кор. 11,29.45. 1 Кор. 11,31.46. 1 Кор. 11,32.47. 1 Кор. 11,30.48. Точное изложение православной веры.49. 1 Кор. 11,28.50. О законе духовном, гл. 118.51. Гал. 6,7,8.52. Евхаристия – (по-русски) благодарение, названо таинство так по той причине, что оно совершается при обильном благодарении и славословии Бога.53. 1 Кор.. 11,24.54. Божественная литургия Великого Василия. Чиновник архиерейского служения (церковная книга).55. Точное изложение православной веры.56. Там же.57. Служебник.58. Служебник. Ис. 53,7.59. Литургия Василия Великого. Точное изложение православной веры, кн.IX, гл.XIII.60. Рим. 12,1.61. 1 Кор. 6,13.62. 1 Кор. 6,1563. 2 Кор. 6.64. 1 Сол. 4,4.65. Ин. 8,32.66. 1 Кор. 11,29.67. 1 Кор. 6,17.68. Пс. 77,24,25.69. Мф. 4,4.70. Ин. 6,33.71. Ин. 6,49,50.72. Ин, 6,5673. 1 Кор. 6,19,2074. Ин. 3,24Copyright © 2002 «БЛАГОВЕСТЪ»

Яндекс цитирования